среда, 21 декабря 2011 г.

Научно-исследовательская работа


МОУ «Городищенская основная общеобразовательная школа»


«Сохранение природного и
 культурного наследия»
Экология животных

«Почему нельзя подбирать найденных птенцов
                                         Учащиися 3 класса: Сальник Владислав

Руководитель: Зайцева Марина Владимировна
                                            г. Исилькуль
2011г.
  

  Оглавление
Цель и задачи ………………………………………. 1
Введение  …………………………………………… 2
Содержание работы ……………………………….. 3-7
Опрос общественного мнения ……………………. 8-9
Вывод ……………………………………………….. 9
Памятка о птенцах …………………………………. 10
Список использованной литературы …………….. 11
Приложение. Буклет ………………………………. 12

















Цель: путем исследовательской деятельности узнать, как должен поступать каждый человек, который встретит выпавшего птенца.


Задачи: 
1.     Вспомнить, как правильно пользоваться словарем и справочной литературой, для того, чтобы быстрее находить интересующий материал.
2.     Изучить дополнительную литературу по теме.
3.     Провести в школе опрос мнения учащихся с целью выяснения знаний по данной теме.
4.     Вовлечь в исследовательскую работу сверстников, чтобы развивать их кругозор в вопросах бережного отношения к птицам.
5.     По результатам исследования сделать вывод о правильном поведении  в случаях нахождения в лесу и парке птенцов.
6.     С целью просвещения сверстников   и воспитания у них любви к птицам выпустить и распространить буклеты.













Введение
На уроке литературного чтения мы познакомились со стихотворением Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?»
Что ты тискаешь утёнка?
Он малыш, а ты - большой.
Ишь, задравши головёнку,
Рвётся прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку,-
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать,
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться и кричать!..

Ты снеси утёнка к утке,
Пусть идёт купаться в пруд,-
Лапы мальчика не шутка,
Чуть притиснешь – и капут.
Сначала строки из этого стихотворения нас развеселили, а затем  учитель предложил подумать: «Эти стихи веселые  или грустные? Можно ли брать маленьких птенцов в руки или найденных в лесу домой?»  Дискуссию мы продолжили на уроках окружающего мира.
Рассуждая, мы решили провести подробное исследование по этому вопросу и узнать, как поступать, если ты сталкиваешься в лесу или парке с птенцом?

Содержание работы.
Составили план исследования:
·        Прочитаем дополнительную литературу о птенцах, попавших в руки человека.
·        Найдём информацию в Интернете.
·        Проведем опрос среди учащихся нашей школы.
·        Обобщим собранную информацию и сделаем вывод.
·        Выпустим буклеты на эту тему и распространим среди учащихся нашей школы.

Изучая  литературу,  мы узнали, что птицы играют важную роль в природе и жизни человека. Поедая множество насекомых, они регулируют их численность в природных сообществах, уничтожают вредителей в садах, лесах, скверах и парках. Птицы разносят плоды и семена, способствуя расселению растений. И задача человека охранять, беречь птиц. Поможем ли мы птицам, если принесем домой, найденного в лесу птенца?
Из словаря Владимира Даля мы узнали, что выпавших из гнезда птенцов называют слётками.
У большинства певчих птиц, населяющих наши поля и леса, птенцы покидают гнездо в таком возрасте, когда они ещё не умеют летать. Биологический смысл такого поведения прост – хищник, обнаруживший гнездо с птенцами, неизбежно уничтожит их всех. А вот если птенцы уже покинули гнездо и спрятались поодиночке в его окрестностях, тогда он, вполне возможно, найдёт одного – двух, а остальных пропустит. Следовательно, для птенцов лучше покинуть гнездо как можно раньше. Именно такие птенцы и называются слётками. Внешность их достаточно характерна – они выглядят кургузыми (хвост ещё не вырос) и «желторотыми» (клюв окружён птенцовыми валиками), только-только раскрывшиеся перья могут не везде прикрывать тело – однако у них уже открыты глаза, и они способны как минимум сидеть на ветке или стоять на земле, опираясь на лапки. При испуге такие птенцы замирают неподвижно, затаиваются, иногда при этом даже позволяют взять себя в руки. И если человек  найдет где-нибудь такого птенца, самое разумное, что можно сделать – это отойти подальше и не беспокоить его. Родители обязательно найдут его и покормят. Если место кажется вам слишком опасным, например, птенец сидит на дорожке парка или на проезжей части, можно отнести его в ближайшие кусты или посадить на невысокую ветку. Однако, прочитав много интересных историй о слётках, мы узнали, что горя желанием совершить доброе дело, чаще люди  тут же хватают бедного крошку и тащат к себе домой, чтобы накормить и окружить заботой, а потом, когда он окрепнет – конечно же, выпустить на волю. А дальше начинается кошмар. «Спасённый» птенец сначала почему-то наотрез отказывается от заботливо предложенных ему хлебных крошек, ни в какую не соглашается сидеть в искусственном «гнёздышке», которое для него приготовили, в панике шарахается от рук и норовит забраться куда-нибудь в тёмное место. Иногда после длительных мучений птенца всё-таки удаётся накормить, и даже  по прошествии некоторого времени он начинает сам выпрашивать пищу, трогательно открывая ротик и трепеща крылышками. Но вот только на следующий день у него начинается понос, птенец слабеет и, в конце концов, гибнет. Конечно люди переживают, что не удалось спасти птенца.  Значит если бы люди не встретили этого птенца, то скорее всего он бы остался жив.
Если вы узнали, что кто-то из ваших друзей или знакомых принес птенчика домой, посоветуйте  тут же, немедленно отнести его обратно, туда, где они его взяли, и выпустить, но только точно в то же самое место, плюс-минус несколько метров. Иначе родители его не найдут, а сам он позаботиться о себе ещё не способен. Просто выпустить в лес такого птенца – значит обречь на смерть. Если же по какой-то причине вернуть слётка в природу не получилось, придётся его выкармливать, но и после того, как птенец превратится в молодую птицу, выпустить его будет уже нельзя: не освоивший под чутким родительским руководством всех премудростей дикой жизни, такой выкормыш в природе, скорее всего, обречён на скорую смерть. Единственный способ обеспечить его существование теперь – это оставить у себя дома до конца жизни.
В мае-июне подросшие воронята, галчата, сорочата, в массовом порядке вылетают, вернее, вываливаются из гнёзд. Птенцы-слётки еще не умеют ни летать, ни самостоятельно добывать себе еду, ни вообще о себе позаботиться. Родители опекают их, кормят-поят, а главное - учат всему, что должна уметь птица.
У высокоорганизованных птиц вроде вороновых на долю инстинктов приходится не так уж много, и потому родительский пример необходим для адаптации к самостоятельной жизни. Продолжается обучение довольно долго, часто можно видеть, как одна ворона кормит другую, по виду и размеру практически не отличающуюся: даже встав на крыло, птенцы-слётки какое-то время продолжают зависеть от родителей. Это самый трудный период в жизни птицы - всё же родители не всегда в состоянии защитить маленьких.
 Большой процент слётков гибнет - от рук людей или в зубах собак и кошек. Но! Все до единой взрослые птицы прошли эту стадию. Это - нормальный, абсолютно естественный ход вещей. Поэтому, обнаружив такого птенца, не нужно его трогать, брать в руки,  приносить домой, не нужно пытаться  выкармливать самостоятельно. Во-первых, полноценно выкормить и вырастить дикую птицу не так-то просто. Во-вторых, если вы озаботитесь узнать, как правильно кормить её, если вы обеспечите ей должный уход, если она у вас выживет, знайте: вернуть её в природу вам будет крайне сложно. А вороновых  - невозможно. Выращенные в неволе птенцы часто даже летать-то не научаются, за отсутствием примера, не говоря уж о более сложных навыках, вроде охоты. Зато твёрдо усваивают, что еду надо получать из рук людей, а воду - из поилки. Выпустив такого птенца на волю, мы обрекаем его на смерть. Конечно, у слётка-калеки изначально нет шансов выжить на улице.Подобрав такого птенца, мы действительно спасём ему жизнь. Но, поступая так, нужно быть готовым к тому, что мы принимаем на себя ответственность за эту птицу на весь срок её жизни. Те же вороны, например, живут лет тридцать при хорошем уходе.
Однако иногда случаются ситуации, когда птенцы действительно попадают в беду и нуждаются в помощи. Во-первых, гнездо может быть разрушено на ранней стадии, когда птенцы ещё не способны нормально его покинуть. Его может повредить ветер, дождь, хищники или мальчишки. Наконец, может погибнуть один или даже оба родителя. Во всех этих случаях взять на себя заботу по искусственному выкармливанию птенцов – единственный способ сохранить им жизнь.
Мы нашли в Интернете способы выкармливания птенцов дома. Хотим сразу отметить, что если вы встретите птенца голубя, то его , чтобы спасти, нужно взять домой. Голуби выводят птенцов на чердаке, там слётки учатся летать. И если птенец - недоучка вывалится через какую - нибудь дырку на улицу, никто его кормить не будет. Нелетающий голубенок не выживет. Так что если вы нашли полностью оперившегося, но нелетающего голубенка, помогите ему! Выкармливать голубят несложно. А потом их можно выпускать  -  при условии, что голубенок не стал ручным.


Выкармливание других птенцов дело очень непростое и хлопотное. Кормить их необходимо не реже, чем раз в час, с перерывом на 4 - 6 ночных часов. Птенцов большинства видов наших певчих птиц можно выкормить смесью из сваренного вкрутую куриного яйца, творога и нежирного, мелко протёртого мясного фарша. В состав корма обязательно следует включать поливитамины и минеральные добавки. Поить птенцов нужно из пипетки. Если подобранный птенец отказывается принимать пищу в течение 2 - 3 часов, его необходимо покормить насильно, раскрыв клюв вручную и протолкнув комочек пиши, смоченный в воде, ему в глотку. Как правило, после 1 - 2 таких кормлений птенец соображает, что к чему и сам начинает открывать рот. Маленьких птенцов, у которых ещё не распустились перья, необходимо обогревать, поддерживая температуру на уровне 26 - 28 градусов. Для этих целей подойдёт резиновая грелка или просто стеклянная банка, наполненная горячей водой и обёрнутая в чистую тряпку.
Автор многих книг и статей о птицах Сметанин И.С.  обратился к тем, кто встретил птенцовслётков.
«Послушайте моих советов. Вопервых, обнаружив птенца, не спешите хватать его вспомните, о том, кто такие слётки. Вовторы, собираясь заняться выкармливанием птенца, сразу постарайтесь адекватно оценить свои возможности - не получится ли так, что вы взялись за непосильную ношу? Законы природы таковы, что до взрослого состояния доживает хорошо если каждый десятый птенец, все остальные гибнут на первом же году жизни - всех вам всё равно не спасти, и если брать на себя ответственность за птицу нет сил, желания или ещё чегонибудь, не лучше ли просто предоставить возможность событиям идти своим чередом? Если же ваше решение твёрдо, но не хватает опыта и информации первое, что нужно сделать - это показать подобранного птенца специалистам. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет и вам, и ему, причём счёт тут может идти буквально на часы и даже минуты». Стихотворение  К. Д. Ушинского  «Пойманная  птичка» говорит само за себя.
                  Ах, попалась, птичка, стой
                     Не уйдешь из сети.
           Не расстанемся с тобой
           Ни за что на свете.
           Ах, зачем, зачем я вам,
           Миленькие дети?
           Отпустите полетать,
           Развяжите сети.
           Нет, не пустим, птичка, нет
           Оставайся с нами:
           Мы дадим тебе конфет,
           Чаю с сухарями.
           Ах, конфет я не клюю,
           Не люблю я чаю.
           В поле мошек я ловлю,
           Зернышки сбираю:
          Там замерзнешь ты зимой
          Где-нибудь на ветке,
          А у нас-то в золотой
          Будешь жить ты клетке!
         О! Не бойтесь, в теплый край
         Улечу зимою,
         А в неволе - светлый рай
         Будет мне тюрьмою.
          Птичка, птичка, как любить
         Мы тебя бы стали!
         Не позволили б грустить,
         Все б тебя ласкали.
          Верю, детки, но для нас
          Вредны ваши ласки:
         С них закрыла бы как раз
         Я навеки глазки.
         Правда, правда, птичка! Ты
         Не снесешь неволи.
         Ну, так Бог с тобой лети  И живи на воле!
Опрос общественного мнения.
Мы провели опрос среди учащихся нашей школы. В опросе приняли участие 75 человек из 1 - 9 классов. Мы предложили три вопроса действия, нужно было во второй столбик таблицы вписать букву варианта ответа.

Действия
Последствия
1) Если взять «бедного крошку» и отнести к себе домой.

2) Если отойти подальше и не беспокоить  птенца .

3) Если отнести его в ближайшие кусты и посадить на невысокую ветку.


 Последствия:
А) Нужно накормить и окружить его заботой, а потом, когда он окрепнет – выпустить на волю.
Б) Родители обязательно найдут его и покормят.
В)  Птенец  погибнет.
Г) Там он будет не доступен хищникам.
Результаты оказались следующими:




По итогам опроса мы сделали вывод, что не все учащиеся понимают всю серьезность ситуации, когда  птенец попадает домой. Ребятам хочется им помочь, спасти, но вот как это правильно сделать понимают не все. По итогам нашего исследования мы разработали памятку.




Памятка о  птенцах :
- Ах, бедный птенчик! Он  выпал  из гнезда! – восклицает человек. Он приносит птичку домой, сажает в коробочку на вату и принимается кормить зернышками или белым хлебом. Проходят сутки,  птенец  угасает на глазах и погибает. Эта трагедия повторяется из года в год, из века в век.

Чаще всего в руки людей попадают  птенцы-слетки . Слеток – эта та стадия развития птицы, когда она почти полностью оперилась, но летает пока еще плохо. Слетки сидят на кустах, деревьях, изредка – земле. Их родители отлично знают, где те находятся, и продолжают исправно приносить им корм.

Если вы нашли где-нибудь такого  птенца  – самое разумное что можно сделать – это отойти подальше и не беспокоить его. Родители обязательно найдут его и покормят. Если место кажется вам слишком опасным – например,  птенец  сидит на дорожке парка или на проезжей части – можно отнести его в ближайшие кусты или посадить на невысокую ветку.

И тогда птиц у нас будет больше.
Они будут радовать нас своими песнями.
Будут уничтожать вредных насекомых в наших садах и огородах.
Многие птицы клюют семена и плоды сорняков и снижают засоренность полей.
Птицы – санитары (вороны, сороки, галки) питаются на свалках, помойках и способствуют оздоровлению местности.





Даль В.И. Толковый словарь Современное написание.-М.: АСТ.2008.-831с.
Константинов В.М. Биология: 7 класс. – М:.Вентана – Граф, 2008. – 304с.
Ласуков Р.Ю. Птицы. Карманный определитель. -М.: Лесная страна, Изд. 2-е изм. – 160 с.
Формозов А.Н. Спутник следопыта. Изд. 7. 2006. – 368 с.
Кувыкина О. О людях и птицах. М.: И.Д. Мещерякова, 2009. – 375 с.
Пожарицкая Н.М. Путешествие к животным. Рассказы. М.: Дет. Лит. 1985. – 64 с.
Климанова Л.Ф. Родная речь. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. М.: Просвещение, 2006. – 223с.
 Подпись:
 Что ты тискаешь утёнка?
Он малыш, а ты—большой.
Ишь, задравши головёнку,
Рвётся прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку,-Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черёд?

Ты снеси утёнка к утке,
Пусть идёт купаться в пруд,-
Лапы мальчика не шутка,
Чуть притиснешь—и капут.


 Саша Черный
Подпись:   
Подпись: Подпись: Моу «Городищенская основная общеобразовательная школа»
Подпись: МОУ «Городищенская основная общеобразовательная школа»
Подпись:  
Подпись:   Не погуби
птенцов!


Комментариев нет:

Отправить комментарий